Перевозка пчел: пчеловоду на заметку

Перевозка пчел: пчеловоду на заметку

Особенности транспортировки пчелиных семей зависят от ряда особенностей: типы ульев, общая сила семей, качество дорожного покрытия, погода, транспорт и многое другое. О том, как должна происходить правильная перевозка пчел, вы узнаете из данной статьи.

  • Главные рекомендации
  • Использование специальных прицепов и платформ
  • Выгрузка пчел

Основное, что вам необходимо сделать – предоставить пчелам доступ кислорода. Поэтому придется позаботиться о вентиляции. А если при этом будет иметь место и сильный нагрев улья, необходимо позаботиться о возможности сдвинуть его в более свободное пространство для охлаждения.

Когда планируете заниматься транспортировкой, необходимо сделать следующее:

  • Выньте из улья все элементы, которые во время тряски могут оборваться. Это и соты с медом, лишние и плохо закрепленные рамки. Каждая такая рамка будет убивать несколько пчел при каждой значительной встряске.
  • Все то, что невозможно убрать, необходимо как следует закрепить. Рамки не должны выскакивать из пазов и даже скользить в них. При этом нужно проследить, чтобы и с остальными поверхностями они во время движения не соприкасались. В наибольшей степени это касается ульев с большой рамкой, которая несет большую опасность для семьи пчел. Небольшие рамки не представляют для пчел большой физической опасности, но грохот и скрежет вызывают у них беспокойство. Да и при транспортировке плохо закрепленные рамки сильно мешают, особенно, когда вы начнете устанавливать их на новом месте.
  • Заботьтесь не только о пчелах, а и о себе. Ульи необходимо тщательно и плотно закрыть, чтобы пчелы не имели возможности выбираться наружу. Даже при самой бережной перевозке пчелы будут нервничать, норовя ужалить всякого, кто находится поблизости. Не исключается даже возможность аварии, если в один момент крышка улья откроется и пара десятков пчел попадет в кабину. Будьте осторожны и перепроверяйте все до того, как отправиться в дорогу.
  • Со временем, когда семья разрастается, объем улья также увеличивается. Большие ульи транспортировать далеко не так удобно. Если перевозка будет осуществляться весной, в гнезда можно добавить вощины. Если же дело происходит в условиях более высокой температуры, необходимо обустроить улей таким образом, чтобы в его верхней части было свободное пространство – около десяти кубических дециметров. Для больших семей нужно еще больше. В таком улье без проблем поместится до четырех килограмм живых пчел и особых проблем с перевозкой не возникнет.
  • Если вы будете перевозить безманжетные ульи, в них придется устанавливать надставки. Если перевозка осуществляется в ночное время, рекомендуется брызнуть на одну из рамок немного воды, чтобы охладить гнездо. Как альтернативный вариант, можно сунуть на дно улья смоченную помятую бумагу или ткань.
  • Очень важно также позаботиться об обмене воздуха. Специалисты утверждают, что в возбужденном состоянии пчелы потребляют в 160 раз больше кислорода, если сравнить с состоянием спокойствия. Любая встряска, гул автомобиля и закрытое пространство сильно их будоражат. Обмен веществ при этом значительно ускоряется. Как следствие, и кислорода им нужно больше. Чтобы предоставить достаточное его количество, лучше всего наложить на манжеты ульев сеточные рамы или же прорезать в крыше небольшие окошки и прикрыть сеткой. Также можно сделать узкие щели вдоль стенок. Но их ширина должна быть такой, чтобы даже самые мелкие пчелы не могли пролезть. Но минус такого способа в том, что пчелы могут постоянно слетаться к щелям, чтобы быть ближе к воздуху, тем самым перекрывая подачу кислорода в улей практически полностью.

    В целом, именно правильная вентиляция является залогом полноценной и безопасной транспортировки ульев. Поэтому вентиляционные устройства должны соответствовать следующим требованиям:

    • обеспечивать максимально полную подачу воздуха,
    • быть легкими и эффективными,
    • не занимать много места,
    • не требовать площади на кочевой пасеке.

    Обратите внимание, что если вы используете обычные легковые прицепы для перевозки пчел, бортики у них в большинстве случаев невысокие. Улья придется дополнительно укрепить ремнями или веревками, чтобы не растерять их по дороге. Накрывать их тентом строго не рекомендуется. Особенно в жаркую погоду, когда солнце может сильно прогреть воздух под накрытием, а доступ кислорода сильно уменьшается.

    Использование специальных прицепов и платформ

    Естественно, если есть такая возможность, используйте специальное оборудование для транспортировки пчелиных семей. Продажа прицепов для перевозки пчел – явление уже далеко не новое. Такие прицепы удобны в основном за счет того, что изначально приспособлены для транспортировки ульев. Простейшие из них представляют собой ровную платформу с каркасом для сетки высотой до двух метров. Отличаются они в основном только по своей площади.

    Подобные прицепы-платформы оснащены рессорами и грузоподъемность большинства из них варьируется в пределах 2 тонн. Кроме того, часто их делают под заказ, исходя из нужных размеров. Лучше брать больше, чтобы потом не пришлось покупать новый прицеп.

    Естественно, грузовой автомобиль является самым удобным в этом плане транспортным средством. На недалекие расстояния можно даже использовать трактор с прицепом, если такой имеется в вашем распоряжении. Но даже с помощью легкового авто и прицепа можно перевозить за один раз до пятнадцати ульев. Использовать стандартный двухколесный прицеп также можно без проблем, но его вместительность гораздо ниже, поэтому придется ездить туда-обратно. Кроме того, некоторые из них стоят всегда под наклоном в сторону автомобиля, что усложняет процесс перевозки. В любом случае, четыре колеса лучше, чем два.

    Независимо от того, перевозите вы улья в кузове грузового автомобиля или на платформе, процесс погрузки рекомендуется осуществлять как можно быстрее. Лучше всего, если пара человек будет подавать улья, а еще пара принимать и грузить на транспортное средство. Таким образом, вы не так сильно растревожите пчел. Если для погрузки и выгрузки вы будете использовать специальные держатели, то выбирайте такие, что не будут мешать во время транспортировки. Во время переноса также необходимо избегать резких встрясок и колебаний, чтобы лишний раз не растревожить семьи. Когда будете устанавливать ульи в два ряда, то начинайте от боковых стенок. Проставьте их в два этажа по краям, после чего заполняйте середину от дальней стены. Это позволит максимально рационализировать пространство, а крайние улья всегда будут плотно прилегать к стенкам кузова. Если используете разборный домик, необходимо установить боковые элементы еще до начала погрузки, а все остальное после ее окончания. Все свободное пространство, которое остается, можно заполнять разнообразным инвентарем и подставками для ульев. Но если места недостаточно, не советуем набивать прицеп или кузов вплотную. Особенно, если он закрытый. Не забывайте о необходимом количестве кислорода.

    Обратите внимание, что во время погрузки ульев на прицеп для перевозки пчел мотор должен постоянно работать. Дело в том, что постоянный монотонный шум и вибрация не так сильно будут беспокоить пчел, чем полная тишина и спокойствие после погрузки. Если предстоит везти их по ухабистой дороге, то соторамки необходимо устанавливать таким образом, чтобы они были перпендикулярными дороге. Таким образом, пчелы не будут сдавливаться в углах во время колебаний и наклонов прицепа или кузова. Если же дорога предстоит ровная и гладкая, особых требований к установке нет.

    Если используется платформа для перевозки пчел, а улья устанавливаются в несколько рядов, то их нужно дополнительно закрепить. С этой целью можно из досок сбить своеобразные плотные перила и установить по бортикам. Точно так же следует поступить, если используете прицеп с низкими бортами. Каждый из отдельных ульев или их рядов можно также укрепить цепями или веревками, чтобы обеспечить большую безопасность при транспортировке.

    Не забудьте перед отъездом все еще раз тщательно перепроверить, надежно ли все закреплено и не вылетают ли пчелы из какого-либо улья.

    Очень важно тронуться максимально плавно, чтобы лишний раз не взбудоражить пчелиные семьи. Если дорога ровная, ехать можно на любой скорости. Но если это грунтовка или просто избитый асфальт, то лучше не спешить и ограничиться минимальной скоростью. На ухабах ульи могут раскрыться, а беспокойные пчелы будут вылетать наружу. Лучше выбрать более длинный, но ровный путь, чем сокращать ухабами.

    Когда вы прибудете, ульи необходимо выгрузить максимально оперативно и установить в нужное место. При этом мотор автомобиля также не стоит глушить. Если заметите, что из некоторых ульев начали выбираться пчелы, нужно брызнуть на них водой, а образовавшиеся щели закупорить бумагой или тканью.

    Предлагаем несколько главных советов касательно выгрузки:

  • Улья можно открывать только минут через двадцать после выгрузки.
  • Начинайте открывать ульи более сильных семей. Но не все сразу, а через 2-3 улья. Пчелы сразу же начинают вылетать и кружить по местности, но быстро успокаиваются и возвращаются на место.
  • Когда первые пчелы успокоятся, можно открывать еще несколько с таким же шагом. Это нужно для того, чтобы пчелы не влетали в чужие ульи.
  • Если из определенных ульев пчелы выбираются мокрыми и в меде, такие ульи нужно тщательно осмотреть. Вероятно, конструкция была повреждена во время транспортировки и требует незамедлительного ремонта. Сразу же надо найти матку, предохранить улей от воровства, а уже мертвых пчел закопать в землю.
  • Если пчелы перегрелись, но все еще подают признаки жизни, улей нужно просто как следует проветрить. Довольно скоро пчелы оживут и включатся в нормальный ритм жизни.
  • Когда все семьи окончательно успокоятся, можно устанавливать обратно вкладки, подготовить ограду и мастерскую.
  • Все вентиляционное оборудование можно убирать только спустя несколько часов, когда пчелы-сборщицы уже начнут вылетать в поле.
  • В это же время ульи можно утеплить, добавить надставки и рамки.
  • Если вы занимались перевозкой ночью, пчелы будут вылетать только на следующий день. На ночь рекомендуется прикрыть вентиляцию, но не убирать ее.

    Среди общих советов также нужно сказать, что лучше всего перевозить пчел ранней весной, когда цветы дают наибольшее количество нектара. В принципе, не страшно, если за ним придется летать на дальнее расстояние. К этому пчелы быстро привыкают. Но и спешить с перевозкой не следует. Если температура воздуха все еще остается нестабильной, а цветов пока мало, стоит повременить. Оптимальное время для перевозки – когда десять процентов растений уже начали цвести. Ну и, естественно, если у вас есть возможность купить прицеп для перевозки пчел, это нужно делать. Таким образом, вы оградите себя от целого ряда дополнительных проблем, сохраните все семьи, а транспортировка займет минимум места. Можно также попросить у знакомых пасечников взять на время такой прицеп, платформу, или же воспользоваться арендой оборудования в салонах-магазинах в вашем городе.

    Читать еще:  Майоран: выращивание в саду, особенности ухода

    Перевозка пчел: пчеловоду на заметку

    Организуя перевозку пчел к источникам медосбора, например к массивам гречихи, подсолнечника, хлопчатника и т. д., пчеловод способствует значительному повышению, медосбора на пасеке. Во время полета за нектаром пчела тратит на полет большое количество энергии, которую она восполняет за счет поедаемого корма. Чем дальше от пасеки удалены медоносные растения, тем больше энергии затрачивают пчелы на перелеты, тем меньше вылетов за нектаром они сделают из улья и меньше принесут в него меда. При полетах за нектаром на расстояние 1 км пчелиная семья расходует ежедневно до 200 г меда. Поэтому необходимо пасеки перевозить и размещать непосредственно около массивов медоносных растений.

    Перевозка пчел к массивам медоносов в весенний и осенний периоды способствует увеличению количества пчел в пчелиных семьях, так как при поступлении в улей нектара матка увеличивает откладку яиц. Необходима перевозка пчел и для организации опыления энтомофильных сельскохозяйственных культур.

    Подготовка пчел к перевозке

    Подготовка к перевозке пчел на медосбор начинается задолго до его начала. Если предполагается перевозка пчел на медосбор и район этот хорошо

    известен пчеловоду, то в текущем сезоне можно ограничиться одним-двумя предварительными выездами для проведения рекогносцировки. На этих выездах оценивают состояние массивов перед началом их цветения, уточняют место расположения точка, состояние подъездных дорог. Если есть необходимость, то проводят подготовительные работы на точке — расчистку необходимых участков, подготовку подставок под ульи и т. п.

    Если предполагается перевозка пчел на поля с сельскохозяйственными посевами, то заранее необходимо уточнить у владельцев земли, где, что и на каких площадях посажено в этом сезоне. После этого проводят необходимое количество выездов по изучению состояния полей и проведению подготовительных работ.

    Если в текущем году предусматривается неоднократная кочевка к медоносам, то все предполагаемые места стоянок должны быть заранее осмотрены и подготовлены. Независимо от сопутствующих обстоятельств с владельцем земли заранее должны быть согласованы место расположения точка, все вопросы с размещением и получено разрешение на стоянку. Это должно исключить риск обработки сельхозкультур ядохимикатами в период лета пчел, а также ситуацию когда, кормовая культура (донник, экспарцет и т.д.) будут внезапно скошены в период цветения. При необходимости юридические отношения между пчеловодом и владельцем земли могут быть оформлены соответствующим договором. Также заранее должна быть оформлена сопроводительная документация для перевозки пчел: ветеринарный паспорт пасеки и разрешение на перевозку пчел. Все ульи, которые будут вывозиться, должны быть соответствующим образом проверены и подготовлены к перевозке. Крайне важным моментом при этом является обеспечение надежного закрепления рамок внутри корпусов, а также скрепление самих корпусов и всего улья с учетом того, что на медосбор будут вывозиться сильные семьи в нескольких корпусах.

    Что касается бытовых вопросов на точке, то лучше всего необходимое имущество и инвентарь подготовить заранее, а чтобы ничего не забыть, нелишним будет составить список с полным перечнем всего необходимого. Также не помешает записать для памяти все мероприятия, которые надо будет провести в ходе подготовки к выезду.

    Во время перевозки пчелиные семьи сильно беспокоятся и в улье повышается температура, что вызывает размягчение сотов. Многомедные соты и листы вощины под тяжестью пчел могут оборваться и придавить большое количество пчел, а иногда и матку. Из улья перед перевозкой пчелиных семей удаляют утепляющие подушки, тяжеловесные соты и рамки с вощиной, а также соты со свежепринесенным нектаром.

    После изъятия из гнезд рамок с медом гнездо укомплектовывают наиболее подходящими для расплода сотами. В том случае, когда кочевка проводится ранней весной и пчелы еще не полностью занимают гнездо, последнее ограничивают вставной доской, которую с двух боковых сторон прибивают гвоздиками.

    В том случае, когда сотовые рамки не имеют гофманских разделителей, пчеловоды используют какие-либо другие приспособления. Например, можно закреплять соты двумя планками с прибитой на них пористой резиной. Планки кладут параллельно одна другой поперек рамок (ближе к краю) и, слегка вдавливая в рамки, прибивают к улью. Можно закреплять рамки в гнезде с помощью специально изготовленных колышков размером 10×15×100 мм, которые вставляют в улочки между рамками с двух краев. Чтобы такой колышек не проваливался в улочку, с торцевой стороны вбивают гвоздик и загибают в сторону рамки либо вместо гвоздика прибивают квадратик из жести.

    Вентиляция гнезд — крайне необходимая мера, предупреждающая запаривание и гибель пчелиных семей в пути. Современная конструкция ульев значительно упрощает эту работу. На корпус улья в летнее время следует поставить магазинную надставку, корпус или подкрышник. Перед погрузкой ульев на транспортное средство на гнезде наполовину загибают холстик и снимают подушку, что позволяет пчелам свободно выходить под крышку, которая снабжена вентиляционной сеткой, и обеспечивает надежную вентиляцию. Если в ульях вентиляция отсутствует, делают специальные рамы, обитые капроновой или проволочной сеткой.

    Скрепление отдельных частей улья. Для скрепления на период транспортировки улья с магазинной надставкой и крышкой, а также нескольких корпусов с крышкой используют рычажные и ленточные скрепы, различного рода хомуты. Там, где их нет, отдельные части улья скрепляют между собой простыми деревянными планками, прибивая их к боковым сторонам. Однако лучше всего пользоваться ленточными скрепами, изготовленными из жести или ремней.

    Техника перевозки пчел

    Вечером после окончания лёта пчел летки во всех ульях закрывают наглухо и при необходимости забивают летковые задвижки гвоздями. Перевозят пчел обычно вечером, а в прохладную ненастную погоду эту работу можно выполнять и днем. Пчеловод с собой берет дымарь с гнилушками, лицевую сетку, стамеску, молоток, гвозди и размягченную глину, чтобы в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств оказать срочную помощь пчелам (скрепить отдельные части улья, замазать открывшийся леток или щели и т. д.).

    Если перевозка ульев будет происходить по хорошей асфальтовой или грунтовой дороге, то их в кузове или салоне машины лучше размещать передними или задними стенками по ходу. Сила инерции, возникающая при разгоне и торможении машины, будет давить не на плоскость сотов, а вдоль этой плоскости, и соты, даже тяжелые, не будут разламываться.

    При перевозке пчел по плохим проселочным или лесным дорогам, по которым транспорт движется медленно, ульи ставят в машине плоскостью сота поперек движения. В таком положении они более устойчивы к действию сил, возникающих при резких боковых колебаниях на ямах и буграх этих дорог.

    Скорость движения машин с пчелами по хорошим дорогам поддерживается в тех же пределах, что и при перевозке обычных грузов. Скорость движения по проселочным и лесным дорогам зависит от их качества, но, как правило, поддерживается в пределах 15—30 км/ч, снижаясь еще больше в местах, где проезд затруднен.

    Прибыв с пчелами к месту назначения, пчеловод снимает ульи с машины и расставляет их на специальные подставки или колышки. Когда пчелы успокоятся, летки в ульях открывают (через один улей) и дают пчелам облетаться. Затем открывают летки в остальных ульях. Во избежание слета пчел открывать летки во всех ульях сразу не следует. Но если прибытие состоялось в ночное время, то сразу после расстановки во всех ульях открывают летки. После кочевки в течение 3—5 дней пчелы бывают сильно возбужденными и набрасываются на прохожих и соседей. Чтобы усмирить пчел, летки надо открывать с дымарем, дым не дает им буйно выходить из ульев. Обычно достаточно бывает 3—4 струй дыма. Пчелы успокаиваются и на следующий день меньше жалят.

    При первой возможности (желательно к вечеру в день приезда) ульи переводят из походного положения в рабочее. При необходимости сразу ставят магазины с сушью, а в дальнейшем приступают к выполнению всех необходимых мероприятий по содержанию и уходу за пчелами на главном медосборе.

    В день приезда ставят прилетные доски и устанавливают общую поилку. Если поилка будет установлена позже, то пчелы найдут воду в другом месте (эта вода может быть или очень далеко, или плохого качества) и потом их будет трудно приучить к поилке. При хорошем взятке (более 2 кг в день) пчелы практически не посещают поилку — находящейся в нектаре воды им будет достаточно для приготовления личиночного корма.

    При расстановке ульев на новом месте необходимо учитывать месторасположение соседних пасек. Ставить пасеку на пути перелета пчел другой пасеки нельзя. Это может повлечь за собой драку между пчелами и гибель пчелиных семей.

    Перевозка пчел на новое место: условия, правила и рекомендации по транспортировке

    Перевозка пчел может понадобиться пчеловоду в любое время года. Ульи перемещают для изменения места сбора нектара, обустройства новой пасеки или при комплектовании вновь купленных семей.

    Для того,чтобы перевозка ульев с пчелиными семьями прошла безболезненно для их обитателей, следует правильно подобрать время, а также тщательно подготовить пасеку и транспорт к переезду.

    Когда лучше перевозить пчел

    Главным условием при перевозке пчел является их возможность после установки ульев на новом месте облететь близлежащие луга и леса. Поэтому, для того чтобы транспортировать пасеку, лучше выбирать время, когда пчелы активны, а не впадают в спячку. Идеальное время – начало весны и осени.

    Если есть возможность спланировать время переезда, то лучше всего наметить его на период первых облетов пчел ранней весной. Для этого есть несколько причин:

    • небольшое количество пчел и расплода в ульях;
    • отсутствие тяжелых рамок с медом;
    • нет свежих, недавно отстроенных сот.

    Менять место расположения пасеки или перевозить пчел после покупки можно любым видом транспорта, но чаще всего это делают, используя автомобильные прицепы или тележки.

    Ранней весной и при перевозке пчел осенью температура внутри улья понижается, а значит, насекомые не будут испытывать дискомфорт. Нельзя перевозить пчел в жаркое время года и при высокой температуре воздуха. Лучше всего делать это ночью или в дождливую, пасмурную погоду. В жару пчелы могут погибнуть. А перевозка зимой в морозные дни будет спряжена с дополнительными хлопотами.

    Читать еще:  Овсяный корень

    Как правильно перевозить пчел в прицепе

    Прежде чем начать собираться в дорогу, следует знать, что новое место обитания пчел должно находиться не менее чем в 3-4 километрах от старого. В противном случае, часть пчел, или даже весь улей может вернуться на привычные луга, и вы потеряете трудолюбивую семью.

    Несмотря на то, что для перевозки пчел подходит абсолютно любой транспорт, начиная от самолета и заканчивая телегой, запряженной лошадьми, чаще всего семейство перевозят в фургонах или в прицепах для перевозки пчелиных ульев.

    Перед перевозкой пчел на прицепе легкового автомобиля, его специально подготавливают и предпринимают меры по созданию насекомым комфортных условий.

    1. Чтобы не трясло – расстелите по дну автомобильного прицепа как можно больше сухой соломы или сена. Можно использовать другие материалы (изолон, минвату и др.), которые уберегут пчелиные семьи от тряски и беспокойства. Кроме того, закрепите корпуса ульев веревками или при помощи брусков к стенкам фургона или прицепа.
    2. Чем тише едешь, тем лучше – пчел нельзя перевозить на высокой скорости. Идеальные показатели – 50-70 км/ч. По проселочным дорогам следует двигаться с особой осторожностью, чтобы не растревожить семейство.
    3. Внутренняя безопасность – чтобы внутри ульев не случилось обрушения сот и рамок, из-за которого могут погибнуть пчелки, тяжелые, наполненные медом соты вынимают, а рамки облегчают и крепко фиксируют в пазах.
    4. Доступ воздуха – во время транспортировки пчелы могут начать беспокоиться и вести себя активно, из-за этого может подняться температура клуба. Перед отправкой в путь следует продумать способы вентиляции, а также устанавливая ульи в прицепе следить, чтобы расстояние между ними было не менее 15-20 см. Чаще всего пчеловоды снимают верхнюю крышку улья и накрывают открытую поверхность мелкой металлической сеткой или мешковиной. Таким образом, воздух будет свободно проникать в улей.

    С собой в путешествие опытные пчеловоды всегда берут необходимый инвентарь, который поможет вернуть пчел в ульи, если они начнут их покидать. Из инструментов могут понадобиться молоток, гвозди и дымарь. Также на всякий случай лучше приготовить жидкую глину для замазки щелей.

    Перевозка пчел в прицепе или на платформе очень удобна. Кроме того, мобильность пасеки позволяет увеличить объемы производства меда. Как только зацветает в соседнем районе медоносный луг или поле, прицеп отправляется в путь.

    Как изготовить тележку для перевозки своими руками

    Тем, у кого нет возможности приобрести специальный прицеп или платформу, довольно просто можно соорудить тележку для перевозки ульев своими руками. Конструкция позволяет перевозить пчелиные домики по одному и больше в деревянном ящике. Подходит для небольшой дачной пасеки.

    Для изготовления понадобится металлическая стальная рама и большие колеса. Если колеса будут маленького размера, перевозить тяжелый груз будет сложно.

    К вертикальной основе рамы приваривают 2 ручки, которые по прибытию на место позволяют ровно установить улей прямо на тележке. В нижней части конструкции рядом с колесами по обеим сторонам приваривают вилку или 2 металлические трубки.

    Перед транспортировкой тележку подкатывают к улью так, чтобы вилки зашли под днище домика, и он установился на конструкции. Таким образом, улей не придется лишний раз поднимать и переносить.

    Если усилить ось и расширить площадь установки ульев, на такой тележке можно устанавливать несколько домиков, тем самым упростив труд по транспортировке пчелиной семьи к медоносам.

    Как установить ульи на новом месте

    После транспортировки по приезду на новую медоносную местность, пчелиные домики нужно расставить так, чтобы они не находились под палящим солнцем. Если поблизости нет деревьев и кустарников, то ульи следует прикрыть ветками или соорудить навесы.

    После выгрузки, ульи накрывают крышками и открывают летки. При этом нельзя открывать сразу все летки в домике. Пчелы должны сориентироваться на местности и облететь ее. Поэтому летки открывают по очереди с разницей в несколько часов. Такой прием позволяет пчелам не только привыкнуть к новой местности, но и не смешаться семьям.

    Распаковывать ульи и устанавливать рамки можно в день приезда на место, только если пчелы спокойны и не выражают агрессивности. В противном случае нужно дать им возможность облететься, успокоиться и только тогда заняться установкой рамок.

    Перевозка пчёл

    Особенности перевозки пчёл.

    Во время перевозки мы нарушаем привычные для пчел условия жизни — улей подвергается сотрясениям, а пчелы лишаются возможности вылетать из него. В точение длительного периода эволюционного развития с такими условиями они никогда в природе не встречались. Поэтому во время перевозки пчелы сильно возбуждаются, гудят, ищут любые щели, чтобы вылезти из улья с яростным намерением жалить и отогнать врага, причинившего им беспокойство.

    Долгое время пчеловоды возили пчел, не считаясь с их состоянием. Однако недавние исследования показали, что можно перевозить семьи и в более спокойном состоянии, если поглубже изучить реакцию их на те особые условия, а которые их ставит пчеловод.

    Под влиянием сотрясения, как и всякого другого беспокойства, в гнезде семьи быстро повышается температура. Вместо нормальной 34—35°С она достигает 37°С и даже 38°С. Снизить температуру усилением вентиляции пчелы не могут, так как их возбуждение чрезмерно велико. В таких условиях они могут отреагировать на ее повышение только выкучиванием из гнезда, как это они делают а ульях, стоящих на солнцепеке во время сильной жары. Пчелы наполняют зобики медом, выходят из улья и прививаются гроздью вне гнезда. Они сидят неподвижно, собравшись в свободном пространства) под дном или на зетененной стенке улья.

    Эту особенность и надо использовать, чтобы перевозить пчел в сравнительно спокойном состоянии, то есть им надо дать возможность покинуть гнездо, тогда семья успокоится. Для этого а закрытом улье необходимо над рамками создавать свободное от сотов пространство, в котором пчелы, покинувшие гнездо, собираются в неподвижные грозди. В гнезде после этого температура постепенно снижается до нормальной. Вели в это время где-либо в улье открыть щель, то через нее выйдут несколько спокойных пчел, которые станут «обследовать» окружающее место.

    В современных типовых ульях предусмотрено свободное пространство, необходимое в улье на время перевозки (рис.). Это пространство над рамками образуется подкрышником и бортами крыши, причем в передней и задней стенках крыши имеются вентиляционные отверстия. В таких ульях пород перевозкой необходимо только вынуть из улья потолок (холстик) и подушку.

    В ульях старых конструкций, где свободное пространство над рамками не предусмотрено, можно ставить пустые магазины или плотно надевающиеся крыши с бортами, обеспечивающими свободное пространство над рамками (15 см).

    С состоянием пчел во время перевозки тесно связана и вентиляция улья. Возбужденные пчелы потребляют очень много кислорода, и это вынуждает пчеловодов помещать на гнезда «кочевые сетки», закрывающие сверху почти всю площадь улья.

    Если же пчёл перевозить в относительно спокойном состоянии, то, отреагировав на повышение температуры, семья успокаивается и в особо сильной вентиляции тогда не нуждается. При открытом сверху гнезде достаточно иметь вентиляционные окна, закрытые проволочными сетками в передней и задней стенках крыши. Во время хода автомашины всегда ощущается движение воздуха. Им-то и следует воспользоваться для усиления вентиляции. Надо, чтобы обдувались не только ульи крайних рядов, но и ульи, расположенные в середине кузова. Для этого их следует поставить не плотно один к другому, а так, чтобы между рядами оставались сквозные щели около 10 см ширины для протока воздуха. При этом у переднего борта автомашины должен быть оставлен свободный проход для встречного воздуха.

    Для устройства вентиляционной щели берут два бревна толщиной около 10 см и длиной, равной длине кузова автомашины. Чтобы ульи не сдвинулись и не закрыли щель, бревна скрепляют двумя поперечными досками и устанавливают между рядами так, чтобы одно находилось на уровне середины нижнего ряда, а другое — верхнего. Образовавшаяся щель позволяет надежно увязывать ульи веревками и создает хорошую вентиляцию.

    Опыты показали, что если подготовить ульи с пустым пространством сверху рамок и в кузове автомашины оставить продольные щели для воздуха, то пчел можно свободно перевозить в любое время, в том числе и днем, без какого-либо вреда для пчел и их расплода. Перевозка же пчел в дневное (светлое) время суток заметно облегчает работу пчеловода и шофера.

    Свободное пространство должно быть обязательно сверху над рамками. Это правило станет понятным, если вспомнить, что потревоженные пчелы всегда собираются вверху (например, в роевне, ящике), и это движение совпадает с направлением их выхода (выпучивания) при перегреве гнезда.

    В Институте пчеловодства проводили также опыт перевозки пчел с открытыми летками. Во избежание потерь ульи на автомашине накрывали большой нейлоновой сеткой. Такая перевозка возможна с соблюдением некоторых предосторожностей: в леток дают несколько клубов дыма и улей несут к автомашине, мотор которой уже должен работать до прибытия на место и выгрузки последнего улья. Через открытые летки во время движения выходит немного пчел, но они тут же собираются в группки на ульях и едут к новому месту стоянки.

    В современных типовых ульях подготовка пчел к перевозке не отнимет много времени. Рамки в них имеют утолщенные боковые разделители, благодаря которым в корпусе с полным комплектом рамок соты стоят неподвижно и не могут раскачиваться. Такой улей с полным комплектом сотов всегда готов к перевозке без каких-либо подготовительных работ.

    В ульях старых конструкций, где нет разделителей, рамки необходимо специально закреплять, вставляя в каждую улочку по краям две планки шириной и толщиной 10—12 мм и длиной на 1/3 высоты рамок (съемные разделители). В один конец планки вбивают гвоздики, на которых она висит и не проваливается в улочку. При перевозке пчел на медосбор нет смысла оставлять тяжеловесные медовые соты. Их отбирают, а взамен ставят рамки с пустыми сотами. В надставочных ульях надо скрепить дно с корпусом, магазинами и крышей в одно целое. Наиболее удобно это делать с помощью широкой прорезинненой ленты, которой обхватывают с боков весь улей. Концы лент скрепляют и затем натягивают.

    Лучше всего перевозить пчел рано утром. В конце дня ульи готовят к перевозке (вынимают потолок и подушки), а рано утром наглухо закрывают летки, грузят на автомашину и везут. Летки следует закрыть так, чтобы свет не мог проникнуть, в противном случае пчелы будут собираться и возбужденно толпиться около него. На новом месте ульи расставляют на выбранной площадке в прохладное время летками на юг или юго-восток, в жаркое время — на север. Как только их расставят, открывают летки, предоставляя пчелам возможность облететься. К вечеру в них возвращают потолочины и подушки.

    Читать еще:  Советы по выращиванию огурцов

    О запаривании пчел при перевозке. Во время перевозки в жаркую погоду пчелы могут погибнуть вследствие запаривания: они становятся мокрыми (откуда и произошло название этого явления), падают на дно улья и погибают. Семья может полностью погибнуть за два-три часа. Запаривание может произойти не только во время перевозки, но и на пасеке, если в жаркую погоду во время медосбора случайно остался закрытым леток, и пчелы оказались лишенными возможности вылетать из улья.

    Запаривание пчел тесно связано с густотой корма, которым они питаются. При перевозке семей во время отсутствия медосбора, когда пчелы питаются густым медом, нет опасности их запаривания. Во время перевозки при интенсивном медосборе, когда в ульях много жидкого нектара, опасность запаривания возрастает.

    Использование источников медосбора. Семьи пчел перевозят с целью большего сбора меда и опыления энтомофильных сельскохозяйственных культур. Весной пасеку разбивают на маленькие группы, чтобы охватить большую территорию с медоносными растениями. Если позволяет кормовая база, пасека может здесь находиться весь сезон. Обычно же пчел перевозят несколько раз для сбора меда с растений, цветущих в неодинаковое время и произрастающих на разных земельных угодьях.

    Одноразовая перевозка применяется в тех случаях, когда медоносная растительность более или менее равномерно распределена по всей территории. Такие условия имеются, например, в местностях с большими площадями лугов, перелесков, пастбищ, в степи, в горах. Использование нескольких источников нектара — обычный способ увеличения медосбора. Так, растения в низинах зацветают раньше, на возвышенностях позже и на южных склонах раньше, чем на северных. В этих случаях пасеки перевозят среди лета несколько раз.

    Чтобы получить высокий медосбор, необходимо создать семьям все условия для интенсивной работы. Важнейшее значение имеет число семей, размещенных на одном месте (точке). Если, например, в радиусе лёта пчел за день выделяется 200 кг нектара и его собирает 40 семей, то каждая сможет принести в улей по 5 кг. Но если в той же местности будет стоять 100 семей, то медосбор уменьшится до 2 кг на семью. Поэтому крупные пасеки, следует размещать в нескольких местах, удаленных на 2-4 км одно от другого.

    Изучение опыта передовых пчеловодов показало, что в местностях, где отсутствуют сильные медоносы, а те, что есть, распылены среди других растений (не медоносов) или имеются цветущие массивы слабых медоносов (сады, подсолнечник и др.), следует ставить на одном месте не более 40 семей. У массивов гречихи, эспарцета, клевера и других на одном точке следует держать не более 70 семей и только у массивов сильнейших медоносов — липы, кипрея, хлопчатника и других — не более 100.

    Расставлять ульи с пчелами надо возможно ближе к цветущему массиву. Пчелы эффективно собирают нектар в радиусе 0,5—1 км. Опыты показали, что при полетах далее одного километра пчелы приносят в улей лишь половину взятого нектара. Полет за два километра уменьшает принос его на 60%, а за три — на 70%. Следовательно, приближение пчел к источнику нектара значительно повышает эффективность их лётной работы. Правильное размещение пасеки в зависимости от имеющейся медоносной базы — первейшее условие получения высокого медосбора.

    Всё о перевозке пчёл

    Пчелиные рои переносят или перевозят на любое расстояние — они не возвращаются на свое старое место. Пойманный рой можно поселить в улей рядом с семьей, из которой он вышел, при этом пчелы роя в материнскую семью не перелетят. Чтобы рой не запарился при перевозке, в роевне должна быть вентиляция с двух сторон.

    Купленные пчелиные семьи в ульях необходимо перевозить не менее чем за 5 км от прежнего места расположения. Если же пчёл перевозить на меньшее расстояние, то часть их потом возвратится обратно. Объясняется это тем, что пчелы летают за взятком от своего улья в радиусе 3-5 км, и вся местность на этом расстоянии им знакома. При необходимости перевозки пчёл на 50 или 500 м сначала их увозят на 5 км от пасеки, а через две недели на намеченное место.

    Если же пчелиные семьи необходимо сразу перевезти на расстояние 50 или 500 м, то ульи расставляют на новом месте точно так же, как они стояли на старой стоянке. Летки нужно держать закрытыми 3-4 дня, а в гнездо давать периодически воду. После истечения указанного срока летки открывают, но прикрывают их травой, сеном, ветками, щитами. Этим создается искусственное препятствие пчелам, пробившись через которое, они должны облететься. Облетевшиеся пчелы на новом месте слетают на старое в малом количестве, а через некоторое время перелетают на новое, если на старой стоянке не остались другие ульи с пчелами.

    Нужна ли подготовка купленных семей к перевозке?

    Во время перевозки пчелы приходят в возбужденное состояние и повышают температуру внутри гнезда, от которой могут погибнуть пчелы и расплод, оборваться соты с мёдом и нектаром. Чтобы этого не случилось, при подготовке семей к перевозке из гнезд вынимают полномедные рамки, рамки со свежепринесенным нектаром и с вощиной. Вместо них ставят рамки с сушью. Меда оставляют в однокорпусных ульях не более 7 кг, а в двухкорпусных — 5 кг.

    Если пчёл перевозят ранней весной, когда семьи имеют небольшие размеры, то гнезда сдвигают к одной стенке улья, плотно прижимая рамки с постоянными разделителями одна к другой. Если рамки без постоянных разделителей, то между ними вставляют брусочки сечением 15×15 мм и длиной 150 мм с вбитыми вверху гвоздями, предохраняющими от проваливания их вниз. С другой стороны гнезда диафрагму или крайнюю рамку прибивают к передней и задней стенкам улья, чтобы не было раскачиваний.

    Когда ульи перевозят с надежными крышами и в подкрышниках имеются окна, зарешеченные металлической сеткой 3×3 мм от прохода пчёл, то корпус гнезда или надставку ничем не накрывают. Если ульи с пчёлами перевозят без крыш, то сверху гнезда к корпусу улья или надставке прибивают кочевую сетку или мешковину так, чтобы пчелы не могли выходить наружу.

    Вечером, когда прекратится лет пчёл, в ульях летки закрывают наглухо вкладышами на всю глубину летка и все щели заделывают паклей. Если ульи оборудованы подрамниками, то их вынимают. Этим создается дополнительное воздушное пространство для вентиляции и размещения пчёл при переезде.

    Как перевозят ульи с пчелами?

    Перед перевозкой пчёл подготавливают лицевую сетку, дымарь с топливом, разведенную глину, простыни из мешковины, спички и воду.

    Подготовленные к перевозке ульи вечером грузят на транспорт так, чтобы рамки были параллельно переднему борту и крепко увязывают веревками от раскачиваний. Сверху и с боков утепление в ульи не кладут. При перевозке ранней весной в прохладную погоду, когда в ульях 8-12 рамок (кроме многокорпусных), утепление можно положить. В жару ульи с пчёлами перевозят ночью, а в пасмурную и прохладную погоду — в любое время суток.

    При перевозке пчёл в дневное время, особенно в жару, в кузове транспорта необходимо обращать внимание на вентиляцию. Ульи размещают так, чтобы между их рядами вдоль транспорта были расстояния 10-15 см для увеличения циркуляции воздуха во время движения, особенно нижних и средних рядов. Такие расстояния между рядами ульев выдерживаются путем прокладки деревянных брусков толщиной 10-15 см.

    Перевозить пчёл по хорошей дороге можно со скоростью 60-70 км/час, а по разбитой — 15-20 км/час, не допуская резкого торможения.

    Можно перевозить пчёл и с открытыми летками, особенно ночью. В таком случае необходима вентиляция в потолке, для этого можно снять одну потолочину или загнуть холстик сбоку потолка.

    По прибытии на место назначения ульи с пчёлами разгружают и ставят около каких-либо ориентиров на заранее подготовленные места, накрывают крышами, если ульи перевозились без них. Когда пчелы успокоятся и перестанут шуметь, им открывают полностью летки. Утром благополучно переехавшие семьи энергично облетываются и начинают работать в поле. Им возвращают утепления. Потом выявляют неблагополучно переехавшие семьи и оказывают помощь в первую очередь тем, у которых из ульев вытекает мед.

    Что делать, если из ульев вытекает мёд?

    В первую очередь необходимо открыть верхние летки и приподнять крыши для выхода пчёл наружу. Успокоившиеся пчелиные семьи разбирают и все оборванные соты с мёдом и погибших пчёл убирают. Дно улья очищают от кусочков сотов и подтеков мёда. Испорченные соты заменяют качественными, пополняют корма и дают вощину. Гнезда собирают, утепляют и закрывают крышами. Оба летка оставляют открытыми по силе семей. На протяжении всей разборки гнезд нужно держать дымарь разожженным и в необходимых случаях пользоваться им.

    Какую помощь оказывают благополучно переехавшим семьям?

    Их раскрывают и, если семьи были собраны для перевозки к одной какой-либо стенке, отрывают прибитую диафрагму или крайнюю рамку. Рамки передвигают по очереди, начиная с крайней, и ставят так, чтобы гнездо оказалось напротив летков, определяют качество и количество расплода, наличие мёда. При необходимости семьям пополняют корма, дают доброкачественные соты и вощину. Гнездо с двух сторон ограничивают диафрагмами, кладут потолочины или холстик и, утеплив сверху и с боков, закрывают крышей.

    Если хорошо переехавшие семьи занимают полный корпус улья или два и сверху стоят пустые надставки, то, сняв крышу и надставку, нужно убедиться в отсутствии в гнезде неполадок, наличии в достатке корма, качественной суши и вощины. У семей послабее надставки убирают, а у сильных наполняют полурамками суши и вощины вперемежку и ставят на гнезда корпусов, сверху накрывают потолочинами или холстиками, утепляют и закрывают крышами. Летки оставляют открытыми по силе семей.

    Другие статьи на эту тему читайте здесь.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector